Екатеринбург
Выберите нужный город

Банки с изнанки или о работе с финансами

1 октября 2007 Банки с изнанки или о работе с финансами

За последние два года одним из наиболее динамично развивающихся направлений бизнеса объективно можно считать банковскую сферу.

По результатам проведенных нами исследований мы выделили основные направления изменений, произошедших в банковском секторе за последние 2-3 года.

Во-первых, происходит укрупнение банковских организаций путем слияния и приобретения, другими словами – концентрация капитала. Эти процессы определяют необходимость оценки персонала, который входит в состав некогда "чужого" банка. Важно определить насколько каждый сотрудник соответствует занимаемой должности, как его личные цели соотносятся с целями банка в целом. Кроме того, если раньше у каждого из объединившихся банков была своя корпоративная культура, свои традиции, своя миссия, то теперь появляется необходимость проведения мероприятий по адаптации персонала к произошедшим изменениям, по его обучению, переориентации на новые цели.

Во-вторых, многие банки уделяют особое внимание развитию филиальных сетей и региональных представительств. Стоит отметить, что на сегодняшний день банки заняты поиском инвестиций как внутри страны, так и за рубежом, и у банков с развитой филиальной сетью возможности такого поиска существенно шире. Не случайно, в соответствии с международной практикой, банк, обладающий большой сетью, ценится и стоит дороже, нежели не имеющий таковую. Чаще всего филиалы и представительства открываются в городах-миллионниках России, например, в Новосибирске, Красноярске, Челябинске, Екатеринбурге и др. Это связано со стремлением банков снизить риски при выходе на новый рынок и захватить наиболее крупный сегмент. А раз открываются новые филиалы и представительства, возникает потребность в подборе квалифицированных специалистов, от которых во многом зависит успех развития  данного направления.

В-третьих, наблюдается приход на стабилизирующийся, а соответственно, более предсказуемый рынок России ведущих иностранных инвестбанков, а также выделение инвестиционных блоков в структуре крупных российских банков.

В-четвертых, продолжается активное развитие розничного сектора. Речь идет о работе банковских организаций с физическими лицами в области потребительского кредитования. При этом наблюдается упрощение процедуры оформления кредита. Кроме того, усиливающаяся конкуренция заставляет банки расширять спектр предоставляемых клиентам услуг (одна из наиболее динамично развивающихся на сегодняшний день ипотечное кредитование).

Прогнозы развития в банковской рознице по нашим оценкам на ближайшие 1-2 года в Уральском  регионе:

  • Ипотека – 100%
  • Потребительские кредиты – 70%
  • Кредитные карты – 50%
  • Автокредит – 35-40%

Наконец, продолжается развитие сотрудничества с представителями малого и среднего бизнеса.
Вышеназванные тенденции развития характерны для банковского сектора как федерального уровня, так и регионального.

    В Екатеринбурге функционируют и оказывают свои услуги  около 50 региональных, федеральных и иностранных банков, В Челябинске - около 30, в Перми – около 40.  По оценкам экспертов, банковская система Екатеринбурга и Свердловской области является более развитой по сравнению с соседними областями (Челябинской, Курганской, Пермской и др.).

     Конкуренция между кредитно-финансовыми организациями постоянно увеличивается, что в свою очередь подталкивает региональные банки улучшать качество предоставляемых услуг и повышать капитализацию. На смену ценовой конкуренции идет "конкуренция качества" – банкиры будут улучшать не столько условия кредитования, сколько уровень сервиса. К тому же, методы качественной конкуренции весьма многообразны и связаны не с условиями кредитования, а с общим уровнем работы банка. Сокращения срока рассмотрения заявки и выдачи кредита, отмена дополнительных комиссий, повышение лояльности по отношению к некоторым группам клиентов – существуют различные варианты.

    Ситуация, сложившаяся в банковской сфере, во многом определяет развитие рынка труда банковских специалистов. По нашему мнению, ежегодно потребность банков в персонале растет минимум на 30%. А это в свою очередь влечет необходимость увеличения штата службы персонала банка, т.к. новый персонал нужно находить, оценивать, развивать, обучать, удерживать и т.д., растет "нагрузка" на менеджеров по персоналу.

    В настоящее время в банковском секторе существует некоторое противоречие: перенасыщение рынка труда в этой сфере новоиспеченными финансистами причудливо дополняется катастрофическим дефицитом по некоторым новейшим банковским специальностям. Многие банки столкнулись с острой нехваткой квалифицированных кадров среди менеджеров всех уровней. Особо чувствуется дефицит менеджеров высшего и среднего звена. По оценкам рекрутеров, спрос на квалифицированных топ-менеджеров с опытом успешной работы в разы превышает предложение. Кроме того, увеличился спрос на конкретных специалистов из конкретных компаний.

    Условно структуру любого банка можно разделить на две составляющие. Первая – «зарабатывающие» подразделения, реально приносящие доход: кредитный отдел, отдел по привлечению клиентов, отдел по работе с ценными бумагами, отдел по работе с драгоценными металлами, подразделения, занимающиеся пластиковым бизнесом и т. д. Вторая – «обеспечивающие» подразделения: архив, канцелярия, отдел внутрибанковских расчетов, отделы оперативного учета, служба безопасности, служба внутреннего контроля, служба персонала, служба автоматизации, отдел технического обеспечения.

    Особую роль играют специалисты, относящиеся к «зарабатывающим» подразделениям. Наибольшим спросом пользуются разработчики новых банковских продуктов, специалисты кредитной и клиентской сфер, дилеры. Иными словами - те, кто приносит банку реальную прибыль.

    В последнее время банки постоянно расширяют спектр оказываемых услуг, следовательно, очень часто требуются сотрудники новых специальностей.  Рекрутинговые компании, имеющие опыт подбора таких специалистов для иностранных или других российских банков, уже освоивших аналогичное направление, могут оказать существенную помощь при решении данного вопроса.

В рейтинг наиболее востребованных банковских специалистов в 2006 году по России:

  • Кредитные эксперты в области потребительского кредитования (21,5%). Именно они разрабатывают программы кредитов на покупку бытовой техники, автомобилей, недвижимости, формируют системы скидок и т. д.
  • Операционисты (19,1%), осуществляющие денежные переводы, прием платежей, оформление вкладов и т. д.
  • Руководители контрольно-ревизионного управления (10.7%). Наряду с государственным органом – Контрольно-ревизионным управлением, которое следит за тем, как организации тратят средства, существуют независимые аудиторские фирмы, проверяющие, насколько результаты финансовой отчетности соответствуют реальному состоянию дел на фирме.
  • Аналитики (9,3%), риск-менеджеры (7,6%) (специалисты по кредитным, рыночным и операционным рискам), специалисты бэк-офиса (6,3%), специалисты по МСФО.
  • Инвестиционные консультанты - специалисты, профессионально консультирующие физических и юридических лиц по вопросам инвестирования и методам управления активами. Они отвечают за разработку инвестиционной политики, которой руководствуются нанявшие их люди.
  • Финансовые контролеры (руководители корпоративной службы экономической безопасности).
    Рынок труда банковских специалистов отличается высокими темпами роста заработных плат. В 2006 году по сравнению с 2005 годом заработные платы банковских служащих увеличились. Средняя заработная плата в банковской сфере в 2006 году составила 23 672 руб. и уступила только деятельности по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых (25 832 руб.). Стоит также отметить, что в банковской сфере все заработные платы имеют "белый" характер.

    Для того чтобы выжить и функционировать более эффективно в условиях нарастающей конкуренции, банковским организациям необходимо развиваться не только путем открытия  новых филиалов и представительств, но и в направлении качественного совершенствования, т.е. банки стремятся стать более клиентоориентированными. В условиях конкуренции выживает не самый крупный банк, а самый мобильный. В связи с этим происходит ужесточение требований к компетенции будущего сотрудника, начиная от банальных «свободного владения языками» и знания международных стандартов отчетности до соответствия корпоративной культуре, умения быстро реагировать на происходящие изменения, нацеленности на результат. Кроме того, особый акцент ставится на том, что специалист должен быть подготовлен настолько, что любой вопрос или любая ситуация, возникшие у клиента, должны быть разрешимы в максимально короткие сроки. Причем клиент желает получать не только ответы на поставленные вопросы, но и различные варианты решения возникших у него трудностей. Таким образом, особое внимание необходимо уделять личностной подготовке сотрудников.

    Рекрутеры нашего агентства следят за всеми инновациями в области подбора и оценки персонала, и используют наиболее успешные из них.
    Таким образом, в условиях кадрового дефицита банковских специалистов рекрутинговые агентства могут и должны стать мощным резервным ресурсом для банкиров. Мы всегда готовы оказать вам помощь в решении возникающих кадровых вопросов.


Беспамятных Наталья

Специалист по маркетингу

ООО "Кадровое Агентство КАРЬЕРА ЮНИОН"

"Жизнь слишком хороша для плохой работы, выбери по себе..."
Работа66.ru

 

Поиск работы в Екатеринбурге

Ищу работу
Ищу персонал
    Регистрация соискателя

    Нажимая на кнопку «Регистрация» вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку персональных данных. Если вы не согласны, то немедленно покиньте сайт.