Екатеринбург
Выберите нужный город

Роль студенческих организаций на рынке труда

20 февраля 2008 Роль студенческих организаций на рынке труда

Как Вы можете оценить, работу всевозможных центров занятости и трудоустройства выпускников в вузах Екатеринбурга?

Почти в каждом вузе города есть центры трудоустройства и занятости студентов, которые проводят работу по привлечению работодателей, трудоустройству выпускников и студентов. Они даже создают базу данных студентов, готовых пойти работать по самым различным направлениям.

Например, если рассматривать работу Центра трудоустройства и занятости студентов Уральского государственного университета, то его деятельность практически незаметна. Они, конечно, проводят лекции на темы: как удачно пройти собеседование, как правильно составить резюме и тому подобные, организуют встречи с работодателями, размещают объявления о вакансиях, но видимого результата это не приносит.

На мой взгляд, подобные центры можно рассматривать лишь как способ распространения информации о студентах, которые желают найти работу, и о работодателях, которым нужны кадры, но полной информации на потенциального кандидата работодателям  такие структуры не дают. Они  как газета  о вакансиях  и желающих найти работу. Хотя стоит отметить и тот факт, что студенты сами не очень активно приходят в такие центры. Все больше они предпочитают искать работу собственными силами.

В том же УрГУ, например, каждый выпускник, покидая «стены» университета заполняет анкету для Центра трудоустройства и занятости студентов. Предполагается, что после окончания вуза эта организация должна заниматься поиском работы для начинающего специалиста, но, в конечном счете, выпускнику так никто и не звонит, не предлагает пройти собеседование в какой-нибудь компании. Со временем про него просто забывают.

Эта ситуация, на мой взгляд, показывает кризис отечественного высшего образования именно как профессионального. Сами же Центры трудоустройства при вузах кажутся «виртуальными» подразделениями, которые пытаются исправить ситуацию, возникшую на рынке труда в результате академической неповоротливости всей системы образования. Ни какого серьезного эффекта от работы подобных организаций ждать, я думаю, не стоит.

 

Какие студенческие организации, на Ваш взгляд, могут выступать в качестве потенциального источника молодых кадров?

Для начала необходимо понять разницу между организациями студенческими «по рождению», то есть созданными и управляемыми самими студентами, и теми, которые  «спущены сверху». Кружок, основанный по приказу администрации и курируемый преподавателями или сотрудниками вуза, нельзя отнести к истинно студенческим организациям. В такой «структуре» студенты могут выполнять важные и полезные функции, развивать свои научные и творческие навыки, что, безусловно, тоже ценно, но данная деятельность не научит их самостоятельности и не даст опыта принятия сложных решений. Только самостоятельные студенческие организации в состоянии сформировать управленческую культуру, ответственность и инициативность.

 

Какими ценными личностными качествами для компании, по Вашему мнению, могут обладать студенты или выпускники, входившие в эти организации?

К таким ценным качествам можно отнести активность, ответственность, инициативность, организационные способности, умение находить решение в той или иной ситуации, ориентация на коллектив.

Если человек действительно работал в студенческой организации, а не просто прогуливал там пары, то он уже имеет представление о том, как работают люди, как решаются вопросы взаимодействия различных подразделений, хотя бы в рамках вуза.

 

Вероятно, такие сотрудники более требовательны к месту работы?

Да. Здесь следует отметить некоторые негативные моменты. Например, такие как завышенные требования к качеству и содержанию работы. Молодой сотрудник желает занять сразу же управленческую позицию или должность, на которой его работа будет действительно значима, и он это будет  видеть, и чувствовать, при этом он очень часто не имеет понятия о реальных бизнес-процессах.

Бывшему студенту-активисту достаточно сложно вообще усидеть на одном месте, он постоянно ждет повышения. Инициатива таких людей всегда должна быть поддержана и правильно мотивирована. Если предприятие не способно все это предоставить, то молодой человек будет разочарован и начнет поиск нового места работы.

 

Как можно оценить потенциал таких сотрудников?

Потенциал сотрудников, которые прошли через студенческие организации очень сильно отличается. Но можно смело сказать, что эти люди подходят для организационной и координационной работы, хотя однозначного ответа здесь дать нельзя, нужно смотреть на компетенции каждого отдельного кандидата.

 

Как компания может выйти на подобные студенческие организации?

Если компания желает работать со студентами, входящими в различные студенческие организации, то нужно просто обратиться в вуз и поинтересоваться, какие студенческие объединения действуют на территории учебного заведения, чем они занимаются. И определиться будет ли компания с ними работать.

Видите ли, подобное сотрудничество мне не кажется особенно ценным и перспективным само по себе. Самые талантливые ребята принимают активное участие в студенческой жизни, совмещают ее с учебой. И как только получают диплом, они без труда находят новую интересную и продуктивную сферу самореализации.

Здесь задача работодателя — успеть поймать уходящего из вуза «вчерашнего» активиста. Особенно это важно для работодателей, которые ориентированы на «взращивание» кадров, подготовку специалистов в соответствии со спецификой производства. Как говорится: «легче научить, чем переучить».

 

Как можно стимулировать таких сотрудников на более эффективный труд?

Принимая к себе в команду молодого человека, бывшего члена студенческой организации, нужно учитывать тот факт, что придется сделать все, чтобы он чувствовал свою значимость в коллективе, причастность к процессам, происходящим в отделе компании.

Кроме этого, возможно, такому активному сотруднику будет неинтересна исполнительская работа, для него очень важно брать на себя ответственность, принимать решения. Такому человеку необходимо видеть пути реализации собственных идей. Учитывая эти моменты, можно помочь такому специалисту быстрее адаптироваться на предприятии, а также раскрыть его потенциал.

 

Приветствуется ли сегодня на рынке труда наличие у выпускника дипломов об участии в конкурсах, получении именных стипендий и другие свидетельства его достижений?

Для определенного круга профессии, например, для программистов, дизайнеров существует система профильных конкурсов, реально выявляющих ценные профессиональные качества, и такие дипломы, сертификаты и награды, безусловно, имеют значение при трудоустройстве. Для многих профессии — таких конкурсов нет в принципе. Никто не ставит задачу сравнить, кто из двух сотен студентов-филологов окажется лучшим менеджером по продажам?

Конечно, наличие именных стипендий и сертификатов, могло бы стать показателем таких качеств личности как упорство, трудолюбие, целеустремленность, но нужно учитывать и тот факт, что многие работодатели сами «троечники» и к «ботаникам» относятся не очень хорошо.

 

Во всех ли сферах деятельности можно применять потенциал молодых людей, которые ранее входили в студенческие организации?

Мне сложно назвать такую сферу, где нельзя было бы использовать труд «бывших» активистов. Скорее есть круг профессий, куда такие люди сами не пойдут работать, им, как я уже говорила, не интересно будет работать исполнителями. Возможно, сфера обслуживания для них может быть мало привлекательной.

 

Беседовала Галия Агалюлина

Поиск работы в Екатеринбурге

Ищу работу
Ищу персонал
    Регистрация соискателя

    Нажимая на кнопку «Регистрация» вы принимаете условия пользовательского соглашения, представленного по этой ссылке.